"Искусство начинается лишь
там,
где есть внутренняя правда"Огюст Роден. |
По природе своего дарования
Андрей Клюев - романтик. Это проявляется не
только в привязанности фотохудожника к жанру
пейзажа, но прежде всего в его образном видении, в
том мирочувствии, которое предстает перед
зрителем в снимках Алтайской серии.
Андрей Клюев открывает для
себя Алтай уже много лет. Впервые такая
возможность ему предоставилась в 1991 году, и с тех
пор он душой всегда там: среди пронзительного
фиолета горных высот, затаенного мерцания золота
долин, извилистой бирюзы речных перекатов,
туманной зыбкости озерных зеркал, и неба -
бездонного и бесконечного.
Алтай в серии пейзажей Андрея
Клюева - это прежде всего небо. Оно занимает
большую часть его композиций. Именно в нем
видятся художнику мгновения необычного,
чудесного, которые возможно запечатлеть с
помощью объектива и сделать незыблемым, вечным.
Облака вскипают в "Закате на
Инюшке" и несутся в хороводе "Катуньского
хребта", громоздятся в причудливых формах в
пейзаже "Дух перевала Чеке-Таман" и
стремительно движутся на "Перевале
Кок-Елбак". Даже там, где взгляд художника
обращен в долину, как в пейзаже "Озеро горных
духов", небо все равно присутствует в
зеркальном отражении воды.
Цветовая гамма Алтая строится
фотохудожником на основе тонального камертона,
создающего в пейзажах гармоничное созвучие. В
тончайших переходах от голубых до глубоких синих
запечатлено небо в "Уймонской долине". В
работе "Золото Укока" серебристая гамма
небесного свода и горных склонов гармонирует с
оливково-желтой горизонталью плоскогорья. И
наоборот, золото неба и синева гор объединены
холодной тональностью в пейзаже "Укок. Вид на
Бертекскую котловину". Мастерство
фотохудожника опирается на лучшие традиции
классической светописи, где одно из приоритетных
мест для Андрея Клюева занимает творчество
Н.П.Андреева (1882-1947). Андрей Клюев явился одним из
создателей Центра фотографической культуры
имени Н.П.Андреев в г.Серпухове. Через его руки
прошли все сохранившиеся работы мастера. "Эта
коллекция была у меня дома, и я мог сколько угодно
держать снимки в руках, смотреть их в любом
настроении, с любых точек зрения", - говорит
художник.
Не смотря на конкретность
географических названий снимков, пейзажи Андрея
Клюева предельно ассоциативны. В них нет
актуальных примет конкретного времени, в них
чувствуется дыхание незыблемого, восходящего к
незапамятным временам. И хотя мастер в названиях
почти не позволяет себе поэтических отступлений,
лишь иногда звучит "Золото Укока", "Корона
Белухи" или "Дух перевала Чеке-Таман", но
уже в самом звучании восточных имен, необычных
европейскому слуху, заключена поэзия: Сайлюгем,
Укок, Катунь, Калбак-Таш.
Но не только Алтай обязывает к
определенному настрою, художник также должен
быть готов к подобному восприятию. «Мне хочется
запечатлеть нечто необычное, чудесное, которое
разлито в пространстве Алтая, хочется передать
свое ощущение тайны»,- говорит художник.
Судя по одухотворенности
снимков мастера и по тому упорству, с каким он
каждый год стремится на Алтай, этот процесс для
Андрея Клюева не завершен.
Наталья Тютюгина,
искусствовед.
|