Виртуальная выставка фотографий
Об авторе Выставки Лики Евразии Отзывы

Алтай Андрея Клюева

Природа | Архелогия | Ландшафты: бром-офорт;   ЦВ 1, 2;   Ч/Б   1, 2; | Этнография 1, 2

"Искусство начинается лишь там,
где есть внутренняя правда"

Огюст Роден.

По природе своего дарования Андрей Клюев - романтик. Это проявляется не только в привязанности фотохудожника к жанру пейзажа, но прежде всего в его образном видении, в том мирочувствии, которое предстает перед зрителем в снимках Алтайской серии.

Андрей Клюев открывает для себя Алтай уже много лет. Впервые такая возможность ему предоставилась в 1991 году, и с тех пор он душой всегда там: среди пронзительного фиолета горных высот, затаенного мерцания золота долин, извилистой бирюзы речных перекатов, туманной зыбкости озерных зеркал, и неба - бездонного и бесконечного.

Алтай в серии пейзажей Андрея Клюева - это прежде всего небо. Оно занимает большую часть его композиций. Именно в нем видятся художнику мгновения необычного, чудесного, которые возможно запечатлеть с помощью объектива и сделать незыблемым, вечным.

Облака вскипают в "Закате на Инюшке" и несутся в хороводе "Катуньского хребта", громоздятся в причудливых формах в пейзаже "Дух перевала Чеке-Таман" и стремительно движутся на "Перевале Кок-Елбак". Даже там, где взгляд художника обращен в долину, как в пейзаже "Озеро горных духов", небо все равно присутствует в зеркальном отражении воды.

Цветовая гамма Алтая строится фотохудожником на основе тонального камертона, создающего в пейзажах гармоничное созвучие. В тончайших переходах от голубых до глубоких синих запечатлено небо в "Уймонской долине". В работе "Золото Укока" серебристая гамма небесного свода и горных склонов гармонирует с оливково-желтой горизонталью плоскогорья. И наоборот, золото неба и синева гор объединены холодной тональностью в пейзаже "Укок. Вид на Бертекскую котловину". Мастерство фотохудожника опирается на лучшие традиции классической светописи, где одно из приоритетных мест для Андрея Клюева занимает творчество Н.П.Андреева (1882-1947). Андрей Клюев явился одним из создателей Центра фотографической культуры имени Н.П.Андреев в г.Серпухове. Через его руки прошли все сохранившиеся работы мастера. "Эта коллекция была у меня дома, и я мог сколько угодно держать снимки в руках, смотреть их в любом настроении, с любых точек зрения", - говорит художник.

Не смотря на конкретность географических названий снимков, пейзажи Андрея Клюева предельно ассоциативны. В них нет актуальных примет конкретного времени, в них чувствуется дыхание незыблемого, восходящего к незапамятным временам. И хотя мастер в названиях почти не позволяет себе поэтических отступлений, лишь иногда звучит "Золото Укока", "Корона Белухи" или "Дух перевала Чеке-Таман", но уже в самом звучании восточных имен, необычных европейскому слуху, заключена поэзия: Сайлюгем, Укок, Катунь, Калбак-Таш.

Но не только Алтай обязывает к определенному настрою, художник также должен быть готов к подобному восприятию. «Мне хочется запечатлеть нечто необычное, чудесное, которое разлито в пространстве Алтая, хочется передать свое ощущение тайны»,- говорит художник.

Судя по одухотворенности снимков мастера и по тому упорству, с каким он каждый год стремится на Алтай, этот процесс для Андрея Клюева не завершен.

Наталья Тютюгина, искусствовед.

 

На начало страницы   

© 2001 Клюев Андрей Валерьевич. Все права защищены.
Е-mail: ortolyk@yandex.ru

web-мастер: roerich-museum@roerich-museum.ru

Hosted by uCoz